Сколько дают мулле? Кто читает никах?
Вопрос очень деликатный, немного даже табуированный, но следует все-таки внести в него кое-какую ясность, которой порой обладают не все. За этим вопросом иногда кроется одна очень даже большая несправедливость и дело тут совсем не в меркантильности, тут — другое.
Давайте попробуем разобраться. Ситуация касается формата никаха в кафе или ресторане. Представим ее. Шикарная свадьба (никах), меню на уровне, изящное оформление, дорогой ведущий, еще более дорогие артисты и т. д. Но есть еще одна ключевая персона, без которой, ты хоть Урганта ведущим позови — никах туе не состоится. Это — хазрат. И при бюджете свадьбы, к примеру, даже пол миллиона рублей, некоторые считают, что хазрату можно дать и символичные тысячу рублей! Хазрат, конечно, ничего не скажет, и ставку свою никогда не назовет, и придет он на это мероприятие в первую очередь ради довольства Всевышнего. Но! Давайте взглянем на вещи реально! Хазрат не приходит на никах чтобы побыть гостем и просто поесть. Некоторые из них просто не остаются на трапезную часть.
Он надевает лучший из своих костюмов, иногда жертвует своим единственным выходным, приезжает и уезжает на своей машине, на 40-50 минут приковывает полное внимание гостей на себя, помогает исполнить обязательные условия никаха, духовно заряжает всех гостей и создает у них абсолютно светлое ощущение праздника… Это ж как надо уметь говорить и сколько знать чтобы такое длительное время гости слушали, иногда боясь дышать.
Ну ладно, никах завершился, отдали хазрату его тысячу, а может две тысячи рублей, отпустили его с почестями, началась программа. Во время этой программы выходит на сцену артист, поет 2-3 песни и получает гонорар в 15 раз больше, чем духовный спикер!
Ничего не имею против артистов и их гонораров, потому что и сам к ним отношусь (Ведущий Марсель Ахмадуллин) и желаю чтобы эти гонорары только росли (вместе с качеством работы, конечно). Пример был лишь для сравнения и контраста.
Что это, двойные стандарты? Не знаю. Возможно есть и не знание определенных вещей. Поясним, что есть понятие «садака», и есть понятие «хайр» (подарок). Садака мы даем нуждающимся, часто попав в сложную ситуацию, с целью избавление от проблемы или надеждой на исцеление от болезней. Хазраты, обычно, не входят в категорию «мескен» или «фәкыйрь» и если и даем мы им садака, то обычно для того чтобы он передал эти деньги на пользование мечети или малоимущим, которые живут на территории этой «махальли».
По случаю праздника или по исполнению им его духовной деятельности вне мечети хазрату мы даем не «садака», а «хайр» — подарок, гонорар, если хотите.
Давайте хотя бы так: Посчитайте, сколько стоит один час работы вашего ведущего, и пусть хотя бы это будет служить неким минимумом в этом вопросе. Ключевое слово — минимум, ниже которого опускаться никак нельзя. Хотя скажу еще раз, ни по статусу, ни по профессиональной подготовке, ни по знаниям ни ведущий, ни артист не стоит на одном уровне с хазратом (я имею ввиду настоящих, грамотных хазратов, исключительно которых мы и зовем на свои никахи). Одно только обучение чтению Корана требует неимоверных усилий. Про остальное приходится молчать.
Поэтому попросил бы всех своих коллег обратить внимание на данное положение вещей и внести свою лепту для корректировки этой несправедливости. А так же буду рад вашим мнениям, а так же комментариям представителей духовенства и всех желающих. На абсолютную объективность не претендую. Предлагаю вынести тему на обсуждение. Спасибо, если дочитали до конца.
Автор текста:
Ведущий Марсель Ахмадуллин
Публикация:
Фотограф Рустам Муллагалиев